| Щучин | |
Город (районный центр), Щучинский район, Гродненская область
Дата первого упоминания: XVI в.
Щучин (районный центр на автомагистрали Гродно Лида). Основан в XVI в. К XIX в. поселение в своей центральной части сложилось в регулярную систему с осевой композицией. Прямоугольная площадь (100 У 200 м) раскрывалась в сторону парка, пруда и княжеского дворца, создавая представительный общественный центр в духе градостроительных традиций XVIII начала XIX в. В застройку площади входили костел с пиарским монастырем и православная церковь, заезжие дома, почта, жилые дома ремесленников и торговцев. В настоящее время старая площадь превращена в сквер. Сохранившаяся ее часть площадь Свободы, как и прилегающие улицы Гастелло и 17 Сентября, активно реконструируется, застраивается домами повышенной этажности.
Оба культовых здания удачно расположены в плане города: поставленные на бровке рельефа, резко понижающегося к пойме реки и пруду, они как бы открывают панораму Щучина со стороны дороги на Гродно. Важное место в планировке принадлежит водоему. Несмотря на свои небольшие размеры, он, находясь в ожерелье зелени, организует своеобразный ландшафт, взаимодействующий с архитектурными памятниками поселения.
|
|
|
|
|
Дата строительства: | XVIIIXX вв.
| |
Рейтинг (1..4): | увидеть интересно
|
|
|
|
|
|
|
Дата строительства: | конец XIX в.
| |
Рейтинг (1..4): | увидеть интересно
|
|
По мнению А. Т. Федорука, этот дворец был возведен на рубеже XIX и XX вв., а к XVIII в. надо относить предыдущий щучинский дворец, принадлежавший Сципионам дель Кампо.
***
Памятником архитектуры переходного периода от барокко к классицизму является Щучинский дворец (арх. Ю. Пиола, 6070-е гг. XVIII в.). Это двухэтажное компактное здание, центральная часть которого имеет широкую лоджию с двумя колоннами. Расчленение объема на три части с понижением средней (полтора этажа) усиливает пластичность главного фасада, выявляет вестибюльную группу и основные парадные помещения дворца (в ризалитах). Декоративная обработка фасадов складывается из пилястр и колонн ионического ордера, оконных наличников, балюстрады со щитом в центре для скульптурного картуша. Дворец расположен в живописном парке (садовод С. Юндил) и ориентирован главным фасадом в сторону центра Щучина.
|
|
|
|
усадьба: хоздвор за прудом
| |
|
|
Даты строительства / обновления: | XIX в. / 1-я половина XX в.
| |
Рейтинг (1..4): | взглянуть
|
|
|
|
| | | Андрей Дыбовский, май 2004 г. |
|
|
Дата строительства: | 1876 г.?
| |
Рейтинг (1..4): | взглянуть
|
|
|
|
| | | Андрей Дыбовский, апрель 2005 г. |
|
|
Дата строительства: | 1-я половина XIX в.
| |
Рейтинг (1..4): | взглянуть
|
|
Исторической достопримечательностью можно также считать дом, построенный в первой половине XIX в. Расположен он недалеко от церкви Михаила Архангела. Когда-то он стоял на опушке леса и принадлежал лесничеству. Одноэтажный дом в плане представляет растянутый прямоугольник. Средняя часть со входом выделена четырехколонным портиком дорического ордера и фронтона. Этот памятник архитектуры классицизма относится к редкому типу построек, которых сейчас насчитываются лишь единицы в республике.
|
|
|
|
|
Дата строительства: | XIX в.
| |
Рейтинг (1..4): | увидеть интересно
|
|
|
|
|
|
монастырь пиаров: костел св. Терезы
| |
|
|
Дата строительства: | 182628 гг.
| |
Рейтинг (1..4): | увидеть интересно
|
|
Костел св. Терезы построен в 1827 г. В плане он представляет собой латинский крест, средокрестие которого расширено и переходит в восьмигранный барабан под куполом. Планировка отличается четкостью и простотой, что характерно для архитектуры первой трети XIX в. В облике храма преобладают черты классицизма: трехчетвертные колонны дорического ордера, развитый антаблемент, скромный набор пластических элементов в обрамлении проемов. Часть костела, где превалирует купол, приближается к постройкам центрической композиции. Памятник интересен как образец классицизма в культовом зодчестве, в котором монументальные формы сочетаются с деревянными элементами (башенка над входом, фонарь купола, гонтовое покрытие).
|
|
|
|
монастырь пиаров: жилой корпус
| |
|
|
Дата строительства: | XIX в.
| |
Рейтинг (1..4): | увидеть по дороге
|
|
|
|
| | | Андрей Дыбовский, январь 2009 г. |
|
монастырь пиаров: служебный корпус
| |
|
|
Дата строительства: | XIX в.
| |
Рейтинг (1..4): | взглянуть
|
|
|
|
| | | Д. Иванов, апрель 2005 г. |
|
монастырь пиаров: часовня
| |
|
|
Дата строительства: | конец XIXначало XX вв.
| |
Рейтинг (1..4): | взглянуть
|
|
Ориентир: | перед входом в монастырский корпус
|
|
|
|
| | | Андрей Дыбовский, январь 2009 г. |
|
|
Дата строительства: | XIX1-я половина XX вв.
| |
Рейтинг (1..4): | взглянуть
|
|
|
|
| | | Андрей Дыбовский, январь 2009 г. |
|
|
Дата строительства: | 1-я половина XX в.
| |
Рейтинг (1..4): | взглянуть
|
|
|
|
|
|
|
Дата строительства: | конец XIXначало XX вв.
| |
Рейтинг (1..4): | взглянуть
|
|
В 2006—2007 гг. здание было существенно реконструировано.
|
|
|
|
церковь св. Михаила Архангела
| |
|
|
Дата строительства: | 1865 г.
| |
Рейтинг (1..4): | увидеть по дороге
|
|
Церковь Михаила Архангела в формах так называемого псевдорусского стиля относится ко второй половине XIX в. Подобные постройки встречаются во многих поселениях Беларуси, нередко они заменяли обветшавшие храмы. Церковь располагается напротив костела св. Терезы и образует силуэтную группу исторического центра. План церкви напоминает композицию срубных храмов: граненая апсида, квадратная средняя часть, шатровое покрытие с одним куполком. Скульптурность фасадам придают профилированные луковичные (арки) и стрельчатые (фронтончики) элементы, завершающие стены. Они ассоциируются с древними покрытиями "по закомарам", но имеют чисто декоративное назначение, создавая пластичный переход от основного объема церкви к шатровому завершению.
|
|
| | | Владимир Богданов, май 2002 г. |
|
|
Дата строительства: | начало XIX в.
| |
Рейтинг (1..4): | взглянуть
|
|
|
|
|
|
|
Рейтинг (1..4): | взглянуть
|
|
|
|
|
|
|
Дата: | после 1980 г.
| |
Рейтинг (1..4): | взглянуть
|
|
Адрес: | ул. Советская, 2
| |
Ориентир: | недалеко от костела
|
|
|
|
|
|
|
Рейтинг (1..4): | взглянуть
|
|
|
|
|