| Ружаны | |
Городской поселок, Пружанский район, Брестская область
Дата первого упоминания: середина XVI в.
Ружаны (городской поселок Пружанского района). Известны по письменным источникам с середины XVI в. Местечко славилось производством сукна, ковров, шпалеры, художественных поясов и многих других изделий, которые шли не только на нужды феодала, но и на продажу. Славились Ружаны также и ярмарками.
Монументальная застройка Ружан вокруг торговой площади (теперь площадь 17 Сентября) сложилась в XVIIXVIII вв. До этого на соседнем холме был воздвигнут замок резиденция Сапеги. В результате войны со шведами и междоусобных столкновений замок в конце XVII начале XVIII в. сильно пострадал, потеряв свое оборонное значение. Поэтому при восстановлении во второй половине XVIII в. он был превращен в репрезентативный дворцовый ансамбль, прекрасно вписанный в живописный пейзаж местности.
Две другие высотные композиции Ружан расположены на площади 17 Сентября друг против друга. Это памятники архитектуры барокко Троицкий костел (1615 г., достройка в 1768 и 1787 гг., архитектор Я. С. Беккер) и Петропавловская церковь (1675 г., перестройка в 17841788 гг., архитектор Я. С. Беккер). Обе они представляют собой однонефные одноапсидные постройки с прямоугольным планом и пристроенными каплицами. Интерьеры имеют зеркальный характер.
Двухэтажный, прямоугольный в плане базилианский монастырь был построен во второй половине XVIII в. (архитектор Я. С. Беккер).
|
|
| | | Владимир Тонких и Игор Киклевич |
|
|
Дата строи- тельства: | 15981605 гг., 174886 гг.
| |
Рейтинг (1..4): | увидеть обязательно
|
|
Перестройка разрушенного замка в дворцовый ансамбль связана с именем Яна Самуэля Беккера, придворного архитектора Сапеги. Комплекс был задуман как сочетание главного и двух вспомогательных корпусов, объединенных мощной аркадой монументальных въездных ворот-брам между флигелями. Общий барочный характер архитектуры переплетается с элементами классицизма, проникшими в белорусское зодчество с 70-х годов XVIII в. Планировочное построение ансамбля имеет выраженный симметричный характер. В замкнутом пространстве обширного парадного двора (его площадь около 1,5 га) центральное место отведено под главный корпус. Он представляет собой сочетание двух объемов разной величины, в большем из которых сосредоточены зал, вестибюль и парадная лестница. Расположение главных и более высоких помещений в бельэтаже обусловило основное членение фасада на цоколь, парадный этаж и верхний полуэтаж, объединенные общим коринфским ордером. Нарастающая к центру декорация фасада подчеркивает главенствующее значение его средней части, а применение спаренных колонн и раскрепованных карнизов еще более увеличивает ее пластику. Окна дворца богато оформлены, скульптурные детали изящно прорисованы.
Внушительно исполнены главные въездные ворота, представляющие настоящую триумфальную арку. Они имеют центральный проезд и два боковых прохода. Нижняя часть ворот рустована, а верхняя украшена картушем и гирляндами, вырезанными из мореного дуба. Дерево использовано также в полуциркульной ажурной аркаде между дворцовыми корпусами. Ружанский дворец сильно пострадал в первую мировую войну: сгорел и частично обрушился. Однако и сейчас его крупномасштабные формы вместе с культовыми зданиями в значительной степени определяют силуэт поселения.
|
|
|
|
дворцовый комплекс: брама
| |
|
|
Дата строительства: | 177277 гг.
| |
Рейтинг (1..4): | увидеть интересно
|
|
Внушительно исполнены главные въездные ворота, представляющие настоящую триумфальную арку. Они имеют центральный проезд и два боковых прохода. Нижняя часть ворот рустована, а верхняя украшена картушем и гирляндами, вырезанными из мореного дуба.
|
|
|
|
|
Даты строительства / обновления: | 161517 гг. / 1768 г. / 1787 г. / 1850 г. / 1891 г.
| |
Рейтинг (1..4): | увидеть интересно
|
|
В архитектуре костела доминирует четырехъярусная башня, возглавляющая композицию памятника. Нижний ярус башни в виде четверика прорезан порталом входа; остальные, восьмигранные в своем сечении, утончаются кверху. Завершается башня высоким шатром. Главный фасад костела оформлен пилястрами, а боковые контрфорсами. В целом архитектурный декор фасадов имеет аскетичный характер. Зато в интерьере широко представлены пластичные архитектурные формы барокко, скульптура, живопись. В отделке использован разнообразный высококачественный материал, в том числе натуральные породы мрамора. Цилиндрические своды на распалубках, внутреннее архитектурно-художественное убранство костела гармонично сочетаются.
|
|
| | | Андрей Дыбовский, февраль 2007 г. |
|
|
Рейтинг (1..4): | взглянуть
|
|
|
|
|
|
|
Дата строительства: | XVIII в.
| |
Рейтинг (1..4): | увидеть интересно
|
|
|
|
|
|
монастырь базилиан: церковь св. Петра и Павла
| |
|
|
Дата строительства: | 176278 гг.
| |
Рейтинг (1..4): | увидеть интересно
|
|
Петропавловская церковь (в прошлом униатская) в комплексе с монастырской постройкой занимает целиком одну из сторон площади.
Особого внимания заслуживает главный фасад. На нем мастер сосредоточил все внимание, собрал в единую и выразительную художественную композицию формы и детали архитектуры барокко. Такой прием, когда главный фасад контрастирует с остальными фасадами здания, не нов он встречается в большинстве памятников костельной архитектуры. Распространен этот прием был и в строительстве униатских храмов, вобравших в себя многие качества как костелов, так и православных церквей.
Главный фасад Петропавловской церкви представляется в виде своеобразного щита, прикрывающего объем здания. Форма щита близка к квадрату. Статичность композиции нарушена только в средней части, имеющей креповку слоистыми пилястрами и башенку с куполком. Башня прямоугольного сечения (соотношение сторон около 1 : 3), своей формой она удачно сочетается со щитом главного фасада, представляя его логичное завершение.
Слоистые пилястры, развитые карнизы, обрамления дверей и окон храма элементы, свойственные архитектуре барокко XVIII в. Обращает на себя внимание решение портала главного входа, объединенного с окном второго яруса. Получен крупномасштабный архитектурный фрагмент с лаконичным и вместе с тем не лишенным пластики построением. Такой прием решения портала входа в других культовых памятниках белорусского зодчества не наблюдается.
|
|
|
|
монастырь базилиан: жилой корпус
| |
|
|
Дата строительства: | 178488 гг.
| |
Рейтинг (1..4): | взглянуть
|
|
|
|
|
|
монастырь базилиан: брама и ограда
| |
|
|
Рейтинг (1..4): | взглянуть
|
|
|
|
| | | Андрей Дыбовский, июнь 2005 г. |
|
|
Дата строительства: | 1760-е гг.?
| |
Рейтинг (1..4): | взглянуть
|
|
|
|
|
|
|
Дата строительства: | 1792 г.
| |
Рейтинг (1..4): | увидеть по дороге
|
|
|
|
|
|
|
Дата строительства: | XIX1-я половина XX вв.
| |
Рейтинг (1..4): | взглянуть
|
|
|
|
|
|
|
Дата строительства: | XVIIIXIX вв.
| |
Рейтинг (1..4): | увидеть интересно
|
|
|
|
|
|
синагогальный двор: синагога Большая
| |
|
|
Дата строительства: | 1890 г.?
| |
Рейтинг (1..4): | увидеть интересно
|
|
Частично сохранились настенные росписи. Действовала до 1940 г.
|
|
| | | Андрей Дыбовский, июнь 2005 г. |
|
синагогальный двор: синагога
| |
|
|
Дата строительства: | XVIIIXIX вв.?
| |
Рейтинг (1..4): | взглянуть
|
|
Одноэтажное здание с контрфорсами, перед большой синагогой.
|
|
|
|
часовня придорожная /сохр. частично/
| |
|
|
Дата строительства: | 2-я половина XVIII в.?
| |
Рейтинг (1..4): | взглянуть
|
|
Так званая "Вежа Напалеона" (ці "Сапежынскі слуп") стаяла на Лыскаўскай гары – адным з узгоркаў к захаду ад Ружанаў па старадаўняй дарозе на Лыскава.
|
|
|
|
|
Рейтинг (1..4): | взглянуть
|
|
|
|
| | | Андрей Дыбовский, август 2005 г. |
|
кладбище солдат 1-й мировой войны
| |
|
|
Дата: | 191518 гг.
| |
Рейтинг (1..4): | взглянуть
|
|
|
|
|
|
символическая могила немецких солдат 2-й мировой войны
| |
|
|
Рейтинг (1..4): | взглянуть
|
|
|
|
|
|
|
Рейтинг (1..4): | взглянуть
|
|
|
|
|