В исторической литературе базилианский монастырский комплекс с этим храмом традиционно упоминается в привязке к соседней дер. Сутьково.
По сведениям из других источников, храм был построен в 1808 году. Разрушен в годы 1-й мировой войны.
Основал храм (как униатский) пан Букатый, председатель польского сейма в Варшаве. Год точно выяснить не удалось, но еще во времена Речи Посполитой. Храм был не абы какой. Строился 35 лет и навечно. В числе особенностей отмечу особое строение фундамента. Фундамент у него не каменный и не бетонный, а кирпичный, огромного размера. На три метра в глубину и на пять в ширину, по периметру храма. Связующее для кирпичей фундамента и стен изготавливалось с использованием яичного белка. Но Букатому и этого показалось мало. В стену храма он заложил тайник, в котором оставил то ли 10 000, то ли 35 000 дукатов, на капитальный ремонт храма в будущем. Там же находилась доска с указанием года постройки и смета затрат. К сожалению как сам клад, так и смета были найдены лет 2030 назад и дальнейшая судьба их неизвестна. Кстати, храм славен еще тем, что в нем хранилась копия плащаницы, одна из трех на Беларуси.
В XVIII веке территория Новоспасска в составе белорусских земель отошла к России. В судьбе храма произошли перемены. Православная церковь, ведя наступление на западные земли, решила использовать здание под православный храм, основательно "почистив" его от находившихся в нем святыть и богатств, включая колокола. И вплоть до начала XX века это была обычная православная церковь.
Началась первая мировая война, и территория отошла к Польше. Православные священнослужители бежали, а управляющим землями стал пан Тротинский. Он и предложил превратить пустующую церковь в костел. Неизвестно, удалось это ему или нет, но буквально в то же самое время к территории Новоспасска вплотную подступила линия фронта. На шоссе между Новоспасском и
Крево куча немецких укреплений, в том числе и доты. Новосспаск несколько раз переходил из рук в руки, а холм, на котором находился храм, был ключевой точкой. Вокруг окопы, стены в следах от пуль и снарядов. Это был первый этап разрушения храма.
Кстати, с Новоспаском связан один трагикомический эпизод первой мировой. В результате позиционных боев случилось так, что линия фронта проходила прямо через деревню. Западная часть была в руках немцев, а восточная, в том числе и храм, в руках русских. Немцы никак не погли выбить русских с высоты, тогда они пошли та тактическую хитрость. В самом конце деревно находилась броварня. Немцы сделали вид, что отставляют позиции и отошли в лес. Русские естественно захватили броварню, и ... выпили все пиво. Что было дальше, нетрудно представить. Через несколько часов немцы пошли в наступление и захватили всю деревню целиком.
Я несколько отвлекся. О храме. Как известно, война закончилась, был подписан брестский мир и территория Новоспасска осталась среди прочих земель за Польшей. Встал вопрос о восстановлении разрушенного войной храма. Тротинский снова предложил восстановить храм и превратить его в костел, но тут разделилось мнение жителей. Половина хотела церковь, половина костел, да еще католическая епархия зажала денег на восстановление. Тротинский плюнул на все это и решил так православные пусть стороят себе деревянную церковь рядом с руинами, а восстановление подождет до лучших времен.
Лучшие времена так и не пришли, а костел потихоньку начали разбирать. Часть кирпичей и оформления интерьера попали в
Крево на постройку больницы. Часть в
Жодишки на Троицкий костел. Часть растащили местные и приезжие. Что осталось, видно на снимках. В
1960-е годы деревянную церковь снесли, а в
1990-е рядом с развалинами одна небедная женщина решила построить православную церковь. Сначала у нее были идеи реставрировать руины, но в силу обьективных причин (отсутствие разрешения властей и нежелание местных жителей) она решила построить церковь рядом. Правда, деятельность свою она начала с вырубки сада вокруг старой церкви, чем и настроила против себя местных. В общем, сейчас ситуация такова старые руины обнесены с одной стороны забором, рядом начатое и замороженной строительство новой церкви, и никому нет дела до того, что храм является исторической ценностью. Он даже не внесен в национальный список материальных и исторических ценностей Республики Беларусь.
Впрочем есть один человек, которому судьба старого храма небезразлична. Некто Иван Русак. Местный житель. Очень колоритный дед, который служил в полиции еще во времена панской Польши, до Второй мировой. Местный хранитель традиций и истории. По мере сил этот дед в свое время наковырял то, что осталось от оформления храма и передал в каунасский музей. С его слов, оформление было весьма роскошным и процентов на 50 состояло из янтарной мозаики. Себе он оставил только библию XVI века с цветными рисунками маслом. Кроме того, собрал сведения об истории храма. Собственно говоря, от него я и узнал обо всем. Дед напрочь отказался сниматься, посему он есть на фото только издали и со спины.