| Несвиж |  |
Город (районный центр), Несвижский район, Минская область
Дата первого упоминания: XIII в.
***
Несвиж (районный центр области) один из интереснейших белорусских городов. Известен по литературным источникам с XIII в. Однако сохранившееся архитектурное наследие восходит ко второй половине XVI в., когда город стал резиденцией магнатов Радзивиллов. За короткий исторический срок (15841616 гг.) при участии итальянских мастеров с учетом последних достижений фортификационного искусства был построен город и замок владельца, а само поселение, расположенное поодаль от него, было опоясано рвом и валом. У въездов в город стояли каменные ворота с башнями (брамы Замковая, Слуцкая, Клецкая и др.). Важным элементом укреплений стали поднятые плотинами воды реки Уши.
Получив регулярную планировку улиц, план города стал близок квадрату. Среднюю часть его заняла обширная площадь с ратушей и торговыми рядами. Сюда сходились основные улицы.
Монументальная каменная застройка конца XVIXVII в. представлялась замком, брамами, костелами, монастырями бернардинцев, бернардинок, доминиканцев, иезуитов. В это время в городе открылись госпиталь, аустерия, первая в Беларуси типография. В Несвижской типографии в 15621571 гг. печатали книги известные белорусские просветители С. Будный и В. Тяпинский. В XVIII в. в городе действовали придворная капелла, театр, кадетский корпус и школа флотских офицеров в Альбе (пригороде Несвижа) для частного войска Радзивилла.
Архитектурные памятники Несвижа говорят нам об известных и малоизвестных мастерах, которые создали художественные ценности. Среди них архитекторы: Я. М. Бернардони, О. Кригер, М. Педети, К. Жданович, М. Флорианович, К. Спампани, Л. Лутницкий, М. Цейзик; художники: И. Бланк, Я. Фульхс, Д. Хески и др.
|
|
|
|
дворцово-парковый ансамбль Радзивиллов
| |
|
|
Дата строи- тельства: | XVIXVIII вв.
| |
Рейтинг (1..4): | увидеть обязательно 
| |
Гос. цен- ность (0..3): | 0
|
|
Выдающимся памятником архитектуры является Несвижский дворцово-замковый комплекс с большими водоемами и парковыми массивами. В его архитектуре можно обнаружить смешение разных стилей, что свидетельствует о многоэтапности строительства и использовании художественных достижений разных исторических эпох.
На месте деревянного укрепления середины XVI в. был заложен каменный замок. Сооружение его на первом этапе вел итальянский архитектор Ян Мария Бернардони автор ряда построек в городе.
На гравюре Т. Маковского 1613 г. показаны земляные и каменные укрепления: насыпные валы, бастионы и ров, заполненный водой. Через ров со стороны входа в замок был подъемный мост. Попасть же из города к замковому комплексу можно было только по разборному деревянному мосту (в XIX в. он заменен дамбой). Таким образом, при необходимости замок получал островное положение. Вал высотой до 20 м и другие фортификационные устройства, водные преграды превращали замок в неприступную крепость.
За замковыми укреплениями стояло три отдельных каменных корпуса, образующих внутренний двор. Центральный корпус, поставленный напротив въездных ворот, занимал сам Радзивилл. Это было трехэтажное здание с небольшими восьмигранными башнями по углам (сохранились с незначительными изменениями до сегодняшних дней). Слева от него трехэтажный казарменный корпус с высокой дозорной башней, а справа двухэтажное хозяйственное здание. Разобщенные корпуса в последующие века перестраивались и объединялись архитектурными вставками, образовав замкнутый парадный двор.
Центральный корпус, перестроенный в XVIII в., выделяется своим архитектурно-художественным решением. Фасад его пластичен благодаря применению пилястр, рельефной декорации, скульптурных заставок. Особенно обильна лепка высокого фронтона с гербом. В это же время с тыльной стороны корпуса появляется двухэтажная пристройка с террасой и башенками.
Башня с аркой въезда в замок вынесена вперед к мосту через ров в виде парадной брамы, характерной для белорусского зодчества. Арка переходит в тоннель со сводами, который прорезает насыпной вал и выходит во двор напротив центрального корпуса. Такой прием создал интересную глубинную перспективу. Живописный вид открывается на дворцово-замковый комплекс с дальних точек обзора: сложное сооружение со стройными башнями и башенками, поставленное на высокий земляной стилобат среди воды и зелени парка.
Романтическая привлекательность архитектурных форм замка была использована во второй половине XIX в. мастерами-садоводами в качестве видовых акцентов при разбивке парка. Территория парка сейчас складывается из пяти частей: Замковый участок, Старый парк, Японский парк, Новый парк и Английский парк общей площадью свыше 90 га. Художественную ценность составляют разнообразные зеленые насаждения, искусно подобранные и размещенные.
Другой несвижский парк "Альба", расположенный на южной окраине города, более старый и создан с комплексом построек как летняя резиденция Радзивиллов. Здесь были эрмитаж, дворец и так называемая Консоляция (утешение), мореходное и артиллерийское училище, шпалерная мануфактура, своеобразный зверинец-заповедник и др.
Обширная парковая территория (около 200 га) с системой водоемов складывалась из пейзажной и регулярной части. Этот интерьерный по составу парковый комплекс был уникальным для Беларуси. Его остатки аллеи, каналы, зеленый массив деревьев местных пород и экзотических удивляют размахом создателей этого романтического парка.
Архивные и литературные источники сохранили некоторые сведения о былых интерьерах замка. Согласно инвентарю 1658 г. в корпусах комплекса было 12 залов (Королевский, Гетманский, Мраморный и др.) и множество других помещений, богато украшенных резьбой по дереву, лепкой, росписью, нарядными каминами. Коллекция портретов несвижской галереи насчитывала около тысячи полотен. Среди них портреты Ивана Грозного, Витовта, Ягайло. Богатой была дворцовая библиотека (20 тысяч томов), размещенная в зале с бюстами древних философов. Бюсты эти были выполнены из фаянса на радзивилловской мануфактуре в Свержене, В библиотеке хранились редкие рукописи и старопечатные издания, а в архиве множество исторических актов, грамот, писем, в том числе письма Петра I, Людовика XV, Людовика XVI, Карла XII, Богдана Хмельницкого. В одном из этих залов был целый арсенал рыцарских доспехов, маршальских жезлов. В Гетманском зале находилась большая коллекция слуцких поясов.
***
В ночь с 24 на 25 декабря 2002 года дворец горел. Отреставрирован в 2012 году.
|
|
|
|
дворцово-парковый ансамбль: парки
| |
|
|
Дата: | 18781939 гг.
| |
Рейтинг (1..4): | увидеть по дороге 
|
|
|
|
|
|
дворцово-парковый ансамбль: парки: Замковый парк (парк Антония)
| |
|
|
Рейтинг (1..4): | взглянуть 
|
|
|
|
|
|
дворцово-парковый ансамбль: парки: Старый парк (парк Озерина)
| |
|
|
Дата: | 1878 г.
| |
Рейтинг (1..4): | взглянуть 
|
|
|
|
|
|
дворцово-парковый ансамбль: парки: Новый парк (Марысин парк)
| |
|
|
Рейтинг (1..4): | взглянуть 
|
|
|
|
|
|
дворцово-парковый ансамбль: парки: Английский парк (Ипподром)
| |
|
|
Рейтинг (1..4): | взглянуть 
|
|
|
|
|
|
дворцово-парковый ансамбль: парки: Японский сад
| |
|
|
Дата: | 191314 гг.
| |
Рейтинг (1..4): | взглянуть 
|
|
|
|
|
|
дворцово-парковый ансамбль: мосты арочные
| |
|
|
Рейтинг (1..4): | взглянуть 
|
|
|
|
|  | | В. Бондаренко |
|
дворцово-парковый ансамбль: солнечные часы
| |
|
|
Дата строительства: | после 1990 г.
| |
Рейтинг (1..4): | взглянуть 
|
|
|
|
|
|
дом ремесленника ("дом на рынке")
| |
|
|
Дата строительства: | 1721 г.
| |
Рейтинг (1..4): | увидеть по дороге 
|
|
Жилой дом ремесленника или купца ("дом на рынке"). Построен в 1721 г. напротив ратуши с торговыми рядами. Это единственный сохранившийся пример городского жилья со своеобразным фасадом, характерным для построек подобного типа в первой половине XVIII в. План двухэтажного дома сейчас трудно восстановить, так как он несколько раз в корне перестраивался. Можно лишь предположить, что он был разделен на жилую и производственные части. Наибольший интерес представляет главная фасадная стена барочного характера. Ее высокий фигурный контур скрывает двухскатную крышу. В "доме на рынке" сочетаются конструкции из дерева (второй этаж) и кирпича (первый этаж). Однако со стороны площади это незаметно: кирпичный главный фасад придает постройке монументальность и представительность.
|
|
|
|
|
Дата строительства: | 2-я половина XVI в.
| |
Рейтинг (1..4): | увидеть обязательно 
|
|
Рядом с костелом, у выхода к дамбе, ведущей к замку, расположена замковая башня. Эта постройка конца XVI в. до сих пор сохранила всю первозданную, добарочную архитектуру. Башня квадратная в сечении и имеет ярусное построение. Каждый ярус получил проемы разной величины и очертания (квадраты, овалы, арки). Побеленные карнизы, тяги и обрамления проемов контрастируют с красным кирпичом стен и черепицей крыши, придавая постройке живописность. До XVIII в. вплотную к башне примыкала Замковая брама городские ворота, через которые осуществлялась связь с замковым комплексом.
|
|
|
|
|
Дата строительства: | XVIIIначало XX вв.
| |
Рейтинг (1..4): | взглянуть 
|
|
|
|
|
|
|
Дата строительства: | конец XIXначало XX вв.
| |
Рейтинг (1..4): | взглянуть 
|
|
|
|
|
|
застройка ул. Ленинской: № 13: корчма
| |
|
|
Дата строительства: | конец XIX в.
| |
Рейтинг (1..4): | взглянуть 
|
|
|
|
|
|
застройка ул. Ленинской: № 19: заезжий двор
| |
|
|
Дата строительства: | между 18971903 гг.
| |
Рейтинг (1..4): | взглянуть 
|
|
|
|
|  | | Андрей Дыбовский, январь 2005 г. |
|
|
Дата строительства: | конец XIX1-я половина XX вв.
| |
Рейтинг (1..4): | взглянуть 
|
|
|
|
|
|
|
Дата строительства: | XIXначало XX вв.?
| |
Рейтинг (1..4): | взглянуть 
|
|
Разобрана между 2011 и 2014 гг.
|
|
|
|
|
Дата строительства: | 2-я половина XIXначало XX вв.
| |
Рейтинг (1..4): | взглянуть 
|
|
До 1939 г. это здание использовалось как казарма. С 1939 г. молочный завод.
|
|
|
|
|
Дата строительства: | 1835 г.
| |
Рейтинг (1..4): | взглянуть 
|
|
В 1835 г. на территории бывшего иезуитского коллегиума (снесен к 1825 г.) были возведены казармы и хозяйственные постройки для российских войск.
С 1921 по 1939 гг. территория принадлежала 27-му полку уланов Войска Польского. Двухэтажное здание по улице Ленинской (с 1926 по 1940 гг. ул. Ю. Пилсудского) являлось казармой, одноэтажная постройка вдоль берега Замкового озера – конюшней, и ещё одна одноэтажная постройка по ул. Гейсика – кузницей. На территории размещался плац для построений и конных занятий.
С 1957 г. территория была передана под учебный батальон молодых специалистов воинской связи. Двухэтажное здание по ул. Ленинской занимали казармы, в одноэтажном здании по ул. Гейсика размещался спортзал.
В 1994 г. воинская часть передала на баланс Национального историко-культурного музея-заповедника «Несвиж» земельный участок и размещённые на нём постройки военного городка. Здание бывшей конюшни было приспособлено под столярную мастерскую. Двухэтажное здание бывших казарм по ул. Ленинской в 1998 г. передано религиозной общине и приспособлено под православную церковь. В одноэтажном здании по ул. Гейсика после ремонтных работ в 2002 г. разместился выставочный зал ГУ «НИКМЗ «Несвиж». (По материалам сайта nesvizh-zapovednik.by).
|
|
|
|
|
Дата строительства: | XIX в.
| |
Рейтинг (1..4): | взглянуть 
|
|
|
|
|
|
|
Дата строительства: | XIX в.
| |
Рейтинг (1..4): | взглянуть 
|
|
|
|
|  | | Андрей Дыбовский, ноябрь 2005 г. |
|
|
Дата строительства: | XVIII в.?, XX в.
| |
Рейтинг (1..4): | взглянуть 
|
|
Снесена не позднее 2011 г.
|
|
|