11 мая 2021 года в будславском храме
произошел пожар. Знаменитая икона и алтарь XVII века уцелели.
В костеле хранится написанная в 1598 г. икона, подаренная папой римским Климентом XVIII. Интересна роспись интерьера обратите внимание, что на самом деле некоторых колонн нет это объемная живопись. В часовне св. Варвары, созданной на основе храма 1643 г., сохранился уникальный деревянный алтарь (164347 гг.)
Учитывая историю и роль храма в жизни белорусских католиков, папа римский Иоанн Павел II в 1994 году присвоил костелу в Будславе титул "базилика малая". (В данном случае имеется в виду не тип архитектурной постройки, а особый ранг храма, подчеркивающий его большое значение для христианства. Базилики бывают великие и малые. При этом первые, называемые еще патриаршими, находятся в непосредственной юрисдикции Папы римского. Великих базилик только пять четыре в Риме и одна в Иерусалиме. Титул же малой базилики (basiliсa minoris) присваивается Ватиканом отдельным храмам и подчеркивает их особую связь со святым престолом. После кафедральных соборов, они являются важнейшими храмами в своих епархиях. прим. В. Богданова).
2 июля 1995 г. в Будславе состоялся большой католический фест, на котором присутствовал апостольский нунций Август Маркета. 2 июля 2004 г. у костела прошел еще один фест в честь 500-летия Будслава.
В Будславе деревне Мядельского района на реке Сервечь (в 56 км от Мяделя) находится памятник архитектуры позднего барокко бернардинский костел (арх. К. Пенс), построен в 1783 г. с использованием отдельных частей постройки середины XVII в. Своеобразна композиция здания: при компактном построении большей части плана в нем сильно растянут средний неф. Трансепт устроен вблизи от входа, вдали от алтаря, что мало типично для построек этого типа. Апсида в обычном представлении отсутствует, и алтарь размещен в глубине нефа.
Храм занимает промежуточное положение между бескупольными и купольными базиликами. Пересечение трансепта со средним нефом отмечено куполом, скрытым внутри крыши.
Архитектура двухбашенного фасада представляет собой лес пилястр, полуколонн и сложных раскреповок по вертикали и горизонтали. Особенно насыщена центральная часть, утратившая обычное впечатление щита с фронтоном и превратившаяся в скульптурный массив с фигурным гребнем. Убранство костела как снаружи, так и внутри типично для архитектуры позднего барокко: пластика форм достигла в нем наивысшего развития.